Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Вопросы и ответы

Выберите категорию вопросов:

13.01.2020
«В целях повышение качества условий осуществления образовательной деятельности нашей организации просим родителей пройти онлайн-анкетирование по ссылке https://forms.gle/cNpGByjz9ctYuNrf7»
Ответ:
https://forms.gle/cNpGByjz9ctYuNrf7
Свернуть
Администрация
04.10.2017
Нужно ли в дошкольной образовательной организации обязательно заключать два договора с родителями (законными представителями): договор об образовании и договор о присмотре и уходе? Можно ли в одном договоре прописать все правоотношения?
Ответ:
Отношения между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями) воспитанника регулируются договором об образовании. Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ заключение такого договора предшествует изданию распорядительного акта о приеме в образовательную организацию. Положения Федерального закона № 273-ФЗ не требуют заключения отдельного договора на обучение по программам дошкольного образования и на оказание услуг по присмотру и уходу. Также это не предусмотрено и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014. Ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает только обязательные условия договора об образовании. Исходя из общих принципов гражданского законодательства допускается заключение договора, в котором содержатся элементы различных договоров (ч. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, включение в такой договор регламентации вопросов присмотра и ухода не противоречит законодательству. При этом необходимо подчеркнуть, что плата за присмотр и уход ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как стоимость образовательных услуг. В случае, если реализация программ дошкольного образования финансируются за счет соответствующего бюджета, то данный договор не будет относиться к договору оказания платных образовательных услуг, несмотря на наличие платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми. Раздел комментариев: Обучающиеся и их родители (законные представители) Прием, перевод, отчисление обучающихся Общее образование Статьи 273-ФЗ: Статья 53 Статья 54
Свернуть
Автор: МЦФР
Должность: Юридический отдел
Москва
04.10.2017
Если дошкольное образование становится уровнем общего образования и вместе с тем объявляется преемственность всех уровней общего образования, означает ли это, что дошкольное образование становится обязательным?
Ответ:
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а все образовательные программы общего образования, в том числе и дошкольного, являются преемственными (п. 1 ч. 4 ст. 10; ч. 1 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Вместе с тем в ст. 64 Закона, озаглавленной «Дошкольное образование», ничего не говорится о его обязательности. Согласно ч. 5 ст. 66 рассматриваемого Федерального закона обязательными уровнями образования являются начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Такого требования в отношении дошкольного образования не предусмотрено. Следовательно, дошкольное образование не является обязательным уровнем образования, необходимым для освоения образовательных программ последующих уровней общего образования, как и освоение образовательных программ среднего профессионального образования не является обязательным для освоения программ высшего образования. Раздел комментариев: Общие положения законодательства об образовании Статьи 273-ФЗ: Статья 63 Статья 64 Статья 66
Свернуть
Автор: МЦФР
Должность: Юридический отдел
Москва
04.10.2017
Новый закон об образовании существенно сократил требования к содержанию устава. Означает ли это, что образовательная организация должна исключить из устава положения, касающиеся, например, регламентации образовательного процесса или приема в ОО
Ответ:
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. В дополнение к данному перечню п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться: наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать: наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов. Следует отметить, что указанные выше требования к обязательному содержанию устава не являются исчерпывающими. Дополнительные требования к содержанию устава зависят от организационно-правовой формы образовательной организации. Вместе с тем, законодательство РФ не содержит указаний на то, что содержание устава должно включать в себя исключительно обязательные положения. Наоборот, есть целый ряд оговорок о том, что какое-либо требование законодательства может быть конкретизировано в уставе. Например, абз. 2 п. 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержит оговорку о том, что уставом бюджетного учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки. Таким образом, законодательство РФ не содержит запретов на включение в устав образовательной организации каких-либо положений, не предусмотренных обязательным перечнем содержания устава. Это означает, что в случае необходимости устав может дополнительно содержать любые положения, не противоречащие действующему законодательству РФ. Соответственно, в рассматриваемом случае исключать пункты устава, касающиеся регламентации образовательного процесса или приема в школу, а также иные положения, не предусмотренные обязательным перечнем, нет необходимости. Однако в любом случае с 1 сентября 2013 г. с вступлением в силу Федерального закона № 273-ФЗ устав образовательной организации должен быть приведен в соответствие с ним, а противоречащие ему положения должны быть исключены или изменены. Раздел комментариев: Правовой статус образовательной организации Статьи 273-ФЗ: Статья 25
Свернуть
Автор: МЦФР
Должность: Юридический отдел
Москва
04.10.2017
Какие локальные нормативные акты необходимо принять образовательным организациям различных типов в соответствии с новым законом об образовании?
Ответ:
В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом. Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Это акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ). При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса РФ, представительных органов работников (при наличии таких органов). Наряду с положениями ст. 30 Федеральный закон № 273-ФЗ прямо указывает, какие вопросы подлежат урегулированию локальными нормативными актами. Данные акты определяют (устанавливают, регламентируют, закрепляют): Язык, языки образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализуемым ею образовательным программам (ч. 6 ст. 14); Права и законные интересы обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов (ч. 6 ст. 26); Структурные подразделения образовательной организации (ч. 2 ст. 27); Документы, подтверждающие обучение в организации, если форма документа не установлена Законом (ч. 4 ст. 33); Порядок реализации права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение (п. 3 ч. 1 ст. 34); Порядок участия обучающего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в формировании содержания своего профессионального образования (п. 4 ч. 1 ст. 34); Порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п. 21 ч. 1 ст. 34); Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34); Дополнительные академические права и меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся (п. 29 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 34); Порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом (ч. 4 ст. 34); Размеры и порядок материальной поддержки обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ч. 15 ст. 36); Порядок предоставления нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии, размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (части 1, 3 ст. 39); Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений (ч. 6 ст. 45); Порядок доступа педагогов к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам (п. 7 ч. 3 ст. 47); Порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя (п. 8 ч. 3 ст. 47); Нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 4 ст. 47); Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года (ч. 6 ст. 47); Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (в соответствии с требованиями трудового законодательства) (ч. 7 ст. 47); Порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям (в пределах, установленных законодательством Российской Федерации) (ст. 49); Права, обязанности и ответственность работников организаций (помимо педагогов) (ст. 52); Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг (ч. 5 ст. 54); Условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами (ч. 5 ст. 55); Правила приема граждан на обучение (в части, не урегулированной законодательством об образовании) (ч. 9 ст. 56). Указанный перечень локальных нормативных актов не является исчерпывающим. Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом (ч. 1 ст. 28). Если какой-либо из вопросов образовательной и иной деятельности образовательной организации нуждается в нормативном регулировании, т.е. требует установления правил, касающихся неопределенного круга лиц, то по такому вопросу следует принимать именно локальный нормативный акт. Копии локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» (ст. 29). Раздел комментариев: Правовой статус образовательной организации Статьи 273-ФЗ: Статья 14 Статья 26 Статья 27 Статья 28 Статья 29 Статья 30 Статья 33 Статья 34 Статья 36 Статья 39 Статья 45 Статья 47 Статья 49 Статья 52 Статья 54 Статья 55 Статья 56 Баннер «Закона об образовании в РФ 273-ФЗ» Рубрики Общие положения законодательства об образовании Система образования Правовой статус образовательной организации Обучающиеся и их родители (законные представители) Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность Прием, перевод, отчисление обучающихся
Свернуть
Автор: МЦФР
Должность: Юридический отдел
Москва
04.10.2017
В нашей организации хотят создать совет родителей, который будет давать свое заключение на локальные акты, будет участвовать в наложении дисциплинарных взысканий. Его компетенцию и порядок работы надо описывать в уставе, или можно принять просто приказ
Ответ:
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Согласно ч. 7 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей. Вместе с тем, порядок учета мнения советов обучающихся, советов родителей законодательством не определен. В связи с этим требуется урегулирование вопросов порядка учета мнения данных органов при принятии соответствующих решений на уровне локальных нормативных актов образовательной организации. Нормы, определяющие порядок учета мнения, могут быть включены в различные локальные нормативные акты организации. В принципе это может быть устав образовательной организации, однако включение подобных положений в устав нецелесообразно, поскольку данный документ наиболее затруднительно поменять в случае изменения каких-либо положений. Ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ не требует включения подобный сведений в устав (обратим внимание, что в соответствии со ст. 26 данные органы не относятся к органам управления образовательной организацией). Более удачными вариантами является включение норм в положение о дисциплинарной ответственности обучающихся и положение о порядке разработки и принятия локальных нормативных актов в организации, либо в иные локальные нормативные акты образовательной организации. В данном случае возможна быстрая коррекция норм без сложной процедуры изменения устава. При этом следует отметить, что в локальных актах образовательной организации могут быть урегулированы только вопросы учета мнения данных советов (т.е. отношения администрации образовательной организации – совет), но не их внутренняя организация, состав, порядок работы и принятия решений и т.д. Данные процедурные вопросы относятся к компетенции самого совета и регулируются в инициативном порядке в его собственных документах. Раздел комментариев: Правовой статус образовательной организации Статьи 273-ФЗ: Статья 25 Статья 26 Статья 30 Статья 43
Свернуть
Автор: МЦФР
Должность: Юридический отдел
Москва
04.10.2017
Обязательно ли наличие таких коллегиальных органов школы как «управляющий совет» и «попечительский совет»?
Ответ:
Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Использование законодателем в данной норме слов «могут формироваться» означает необязательность, факультативность таких коллегиальных органов как «управляющий совет» и «попечительский совет». Таким образом, наличие таких коллегиальных органов школы как «управляющий совет» и «попечительский совет» необязательно. Раздел комментариев: Правовой статус образовательной организации Статьи 273-ФЗ: Статья 26
Свернуть
Автор: МЦФР
Должность: Юридический отдел
Москва
04.10.2017
Будет ли распространяться принцип территориальной приоритетности приема детей, как это установлено для школ, на детские сады?
Ответ:
Да, будет, так как дошкольное образование является гарантированным, а образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ). Органы местного самоуправления должны вести учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и иных уровней общего образования, и закреплять муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа (п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ). Как видно из этих положений, Федеральный закон № 273-ФЗ распространяет принцип территориальной приоритетности приема граждан на обучение на все муниципальные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы. Раздел комментариев: Прием, перевод, отчисление обучающихся Общее образование Статьи 273-ФЗ: Статья 5 Статья 9 Статья 12 Статья 67
Свернуть
Автор: МЦФР
Должность: Юридический отдел
Москва
04.10.2017
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует норма о привлечении образовательными организациями дополнительных финансовых средств за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Ответ:
Действительно, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не регламентирует деятельность образовательных организаций по привлечению пожертвований от юридических и (или) физических лиц. Однако это не означает, что теперь такая деятельность не допускается. Данные отношения урегулированы общими нормами ст. 582 Гражданского кодекса РФ, а также нормами Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Отсутствие регламентации данных отношений в Федеральном законе № 273-ФЗ вызвано отсутствием каких-либо существенных особенностей данной деятельности в сфере образования, требующих специального правового регулирования, и достаточностью норм гражданского законодательства. Раздел комментариев: Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Свернуть
Автор: МЦФР
Должность: Юридический отдел
Москва
04.10.2017
Распространяются ли требования ст. 28 нового Федерального закона в части оценки качества образования на дошкольные образовательные организации?
Ответ:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11) устанавливает, что Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. В развитие данной нормы в ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ говорится, что освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. А в соответствии с ч. 1 ст. 92 образовательные программы дошкольного образования не подлежат государственной аккредитации. Таким образом, требования ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ в части оценки качества образования обучающихся (в частности, п. 10 и 11 ч.3) не распространяются на дошкольные образовательные организации в части проведения промежуточной аттестации обучающихся и учета результатов освоения дошкольных образовательных программ. Раздел комментариев: Общее образование Статьи 273-ФЗ: Статья 11 Статья 28 Статья 58 Статья 92
Свернуть
Автор: МЦФР
Москва

Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
8 Марта
Интересный факт
Детский сад № 97
Фотографии