Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация "Влияние подвижных игр на развитие ребенка."

Автор: Федотова Н.А
|Должность: инструктор по физической культуре , МДОУ "Детский сад № 97"
Подвижная игра-одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой — комплексное воздействия на организм и личность ребенка.
Подвижная игра-одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой — комплексное воздействия на организм и личность ребенка.
Функции игры:
—    социокультурная;
—    коммуникативная;
—    диагностическая;
—    игротерапевтическая и коррекционная;
—    развлекательная.
П.Ф. Лесгафт считал, что игра — это упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра — сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра — сильное средство воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия ее на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок, он способен приложить максимум усилий и быть очень исполнительным. Я.А. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они воспитывали честность, любовь к порядку, мужество и дружеские отношения в детском коллективе. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через функции игры.
Социокультурная функция
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра — средство социализации ребенка. В то же время она — своеобразная «школа морали», по выражению Д.Б. Эльконина. С.Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества.
      Играя, ребенок обретает пространство — физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс«самости» — самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Коммуникативная функция
    Игра невозможна без общения, которое становится ее основным энергетическим источником. Она объединяет больших и маленьких, помогает им найти общий язык, является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других. Он в этом заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут играть. В играх встречаются два типа отношений: соревновательный — между командами, партнерами, у которых противоположные цели (если один выигрывает, то другой проигрывает), и подлинного сотрудничества между участниками команды. Такое сотрудничество помогает ребенку выйти из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.
Диагностическая функция
Игра помогает определить отклонения в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить воспитателя, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, личностные качества, т.е. игра побуждает ребенка к самопознанию.
Игротерапевтическая и коррекционная функции.
В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психическое развитие детей и предотвратить отклонения, разрешить неизбежные конфликты в детской душе до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к ней как к психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
Особого внимания, с позиций практики коррекционно-развивающего образования, заслуживает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов детей. Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:
—    памяти — слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
—    воображения — творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
—    восприятия — степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
—    наглядно-образного и логического мышления — способности к анализу, сравнению и обобщению;
—    произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Развлекательная функция

Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни, с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих норм, веселье так и брызжет, поскольку она позволяет хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем гармоничнее и радостнее предстает перед ним мир, уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, — растущее напряжение, радость, сильные переживания и постоянный интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, способствующее тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не достиг.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, развивающим физические и умственные качества, правила поведения, этические ценности. Игра ребенка - основное средство становления его как независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения со сверстниками. Она обеспечивает самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневые направления развития ре¬бенка в игре-воображение, образное мышление (как одно из основных средств познания) и произвольная регуляция деятельности.
Важна роль подвижных игр для умственного развития: дети учатся действовать в соответствии с правилами, запоминают их, усваивают смысл игры, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. З.М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также, что специальное упражнение для развития памяти гораздо эффективнее, если оно включено в игру.
Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что пополняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.
   Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что укрепляет эмоциональные контакты между детьми. Они постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Она учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-лидеры, упорно стремящиеся к цели, увлекающие за собой других. Умелое, вдумчивое руководство  восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них формируется чувство ритма. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижная игра готовит к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Правильно организованные и систематически проводимые игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства.
Подвижные игры широко используются в психологических тренингах. Зачастую они представляют собой наиболее заметную, эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия.
В ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения. Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в
ходе активного общения, поэтому важно дать ему возможность отрабатывать их в специально организованной для этого обстановке. Группа -наиболее подходящая среда для проведения полноценной игры со сверстниками и взрослыми; игра, в свою очередь, приводит к нормализации социальных отношений, разрешению внешних конфликтов. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов. Как уже отмечалось, характерная особенность детей — конфликтное общение с окружающими. При этом речь идет прежде всего о формах общения. Так, стремление ребенка к лидерству само по себе ценное качество, но то, как оно осуществляется, может приводить к конфликтам со сверстниками. В этом случае коррекции подлежит именно форма реализации этого стремления. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы, открытости, в которой широко применяются приемы об¬ратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми.
Коррекции подвергаются особенности характера, которые беспокоят самого ребенка: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность. От того как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в детском саду — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет комфортно чувствовать себя среди людей.
    Подвижные игры являются средством формирования самооценки. Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение: «я -хороший». Однако он более объективно может оценить результат деятельности сверстника, нежели разглядеть недочеты в своем поведении. И это норма возрастного развития, так как самооценка формируется лишь в старшем дошкольном возрасте.
   К этому периоду ребенок уже понимает, что он умеет делать, а что нет; осознает не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности. В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазировании удовлетворяется в сюжетно-ролевых, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков, подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования детской самооценки.
Действия в сюжетной игре не требуют реального результата и жесткой регламентации. Для подвижной игры с правилами характерны четко определенные границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата — выигрыша, обозначающего окончание деятельности. Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, ориентироваться в окружающей обстановке. В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (настоящей и будущей), и для полноценной жизни в коллективе.
Общее снижение интереса начальной школы к детской игре в определенной мере нивелировало значение подвижных игр в режиме жизнедеятельности младшего школьника, хотя именно эти игры
-эффективное средство физической рекреации и поддержания высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики разных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной патологии.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 27.11.2015   |   Изменено: 12.01.2016 17:13:37
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
 Детский сад с 2008г. по настоящее время
Интересный факт
Детский сад № 97
Фотографии