Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей "Игра как способ преодоления неврозов у детей"

Автор: Федотова Н.А
|Должность: инструктор по физической культуре, МДОУ "Детский сад № 97"
Детский невроз - нередкое в современном мире заболевание. Можно пытаться лечить его разными средствами, но если разобраться в природе этой болезни, станет ясно, что самое эффективное из них - игра. Точнее, из специальный комплекс игр, проводимых под руководством педагога- психолога и предполагающих обязательное участие родителей
Детский невроз - нередкое в современном мире заболевание. Можно пытаться лечить его разными средствами, но если разобраться в природе этой болезни, станет ясно, что самое эффективное из них - игра. Точнее, из специальный комплекс игр, проводимых под руководством педагога- психолога и предполагающих обязательное участие родителей
Различные психические травмы могут сопровождать ребенка с момен¬та нахождения в утробе матери и на протяжении всей его последующей жизни (разлука с матерью, помещение в больницу, операции, падения и испуги, конфликты в семье, развод родителей и многое другое). А такие родительские ошибки, как непоследовательность в воспитании, крайности в восприятии своего ребенка (или слишком взрослым, или беспомощным младенцем), неумение общаться и играть с ним усугубляют невротическое состоя¬ние дошкольника и приводят к неврозу.
Невроз - это психогенное заболевание личности, вызванное расстройством нервно-психической сферы организма в результате эмоциональных травм и переживаний.
Формы  невроза.
     Неврастения - невроз, возникающий в условиях исто¬щающих умственных и физических нагрузок, длитель¬ного переутомления, личных переживаний, конфлик¬тов, т. е. в широком смысле слова в психогенных условиях. При неврастении ребенок перенасыщен информацией. Игры не позволяются, т. к. расценива¬ются взрослыми как шалость. Из-за большого коли¬чества запретов и ограничений ребенок зажат, ско¬ван, говорит взрослыми фразами, высказывает недетские суждения.
   Истерический невроз - больные отличаются повышен¬ной чувствительностью  и впечатлительностью, неус¬тойчивостью настроения и склонностью привлекать
к себе внимание окружающих. Отчаявшись привлечь внимание слишком озабоченных и занятых собой ро¬дителей, ребенок начинает проявлять свое право на любовь и привязанность капризами, истериками, де¬монстративным поведением
    Невроз страха - расстройство нервной системы, обусловленное длительным психическим перенапря¬жением или коротким по частоте, но сильным по ин-тенсивности стрессом. В этом случае ребенок посто¬янно охвачен беспокойством, страхом, он не уверен в себе, не может быть самим собой ни минуты. Ему все время мерещится какая-то опасность.
      В конечном итоге неврозы доставляют мно¬го проблем  как ребенку, так и родителям. Эмо¬циональные расстройства не только ухудшают самочувствие и снижают жизненный тонус до¬школьника, но и осложняют адаптацию среди сверстников в детском саду. Обычно такие дети "присутствуя, отсутствуют", не хотят посещать учреждения, находятся в изолированной или от¬вергаемой позиции в группе, часто болеют. Дома же они "допекают" родителей своей эмоцио¬нальной неустойчивостью, раздражительно¬стью, упрямством, беспокойством и страхами.
Неврозы лечат по-разному, начиная от приема транквилизаторов и заканчивая сеансами гипноза. Между тем есть простое и эффективное средство, которое поможет не только ребенку-неврастенику но и его измученным родителям. Это средство — игра. Правда, будучи не управляемой и не направляемой специалистом, она не поможет. Вылечить невроз получится липи с помощью "лечебной" игры, т. е. целого комплекса игр под руководством педагога-психолога (приложение).1
Лечебная игра выполняет три функции:
- диагностическую — состоит в наблюдении за спонтанно: игрой детей без вмешательства родителей и специалистов. После такого наблюдения проводится серия направленных  игр (игры с мячом, "оживление игрушек", игра в кегли и т. д. на их примере виден игровой опыт ребенка и его проблемы в позна¬нии и раскрытии себя;
-терапевтическую — заключается в преодолении страхов, торможе¬ния и беспокойства, излишнего напряжения и неуверенности  при  нахождении своевременного выхода  из стрессовых ситуаций;
-обучающую — состоит в научении новым, более адаптивным навыкам поведения, прежде все¬го взаимодействию в специально создаваемых (моделируемых)
проблемных ситуациях.
В лечебной игре должно соблюдать¬ся несколько условий.
Во-первых (и это самое главное), она не должна быть в тя¬гость ребенку, не должна восприниматься им как принуждение или обязанность. Иг¬ра становится творческим процессом са¬мопознания и обретения возможностей справляться с возникающими трудностя¬ми в настоящем, прошлом и будущем.
Во-вторых, ребенок не должен зара¬нее знать, во что он будет играть. Неожи¬данность, непредсказуемость, новизна каждый раз создаваемой игровой ситуа¬ции провоцируют его на поиски выхода в любых вариантах игры. Таким образом пробуждается интерес к открытию себя, своих возможностей, оборачивающийся вовлеченностью и даже азартом в игре.
      Другими словами, игра преподно¬сится как интересное времяпрепровож¬дение для ребенка, когда он может по¬быть и страшным персонажем, и героем, побеждающим зло, и самим собой, но уже без прежних страхов, скованности и неуверенности в себе. Для того чтобы лучше организовать игру, имеет смысл пригласить не одну, а несколько семей, ведь в таком случае играть станет интереснее и веселее. Кро¬ме того, ребенку, нуждающемуся в лече¬нии, будет проще воспринимать игру так, как описано выше.
Перед проведением комплекса игр следует обговорить со взрос¬лыми участниками некоторые негласные правила:
-нужно поддаваться ребенку для создания ситуации успеха. При этом нельзя впадать в крайности: дети очень чувствительны к фальши. То есть играть надо по-настоящему, но так, чтобы в конечном итоге выиграл ребенок;
- именно в момент победы ребенка следует завершить игру (за исключением нескольких вариантов, в которых это не требуется по сюжету), при этом нужно дружно и громко похвалить его;
- необходимо условиться, что в роли проигравшего всегда ост ется педагог-психолог. Причем его результаты должны бы в разы скромнее достижений ребенка.
Организация лечебных игр полезна при любых обстоятельствах независимо от того, кто их проводит. Играть можно даже в домашних условиях, но все же, когда речь идет именно о лечении, а не профилактике, проводить курс игр должен специалист (личный семейный психолог или педагог-психолог, воспитатель (учитель) в ДОУ)
                  Общие правила для игроков:
1.Игроки должны верить в реальность игры и принимать ее условности.
2.Игроки должны стремиться к эмоциональному вовлечению в игру.
3. Игроки должны терпеливо исполнять правила каждой отдельной игры. 4.Взрослые игроки должны подстраиваться под ребенка в игре, проявлять ролевую гибкость.
5.Педагог-психолог не должен допускать излишне расторможенного, с физическими проявлениями агресси поведения в игре, напоминая о несоответствии
действий сюжету игры.
6. Младшие игроки должны убирать игрушки на прежние места (тем самым
проверяется память детей и ус¬тойчивость их волевой сферы).
7. Не терять в игре определенность, не заигрываться до неузнаваемости и не устраивать театральных мизасцен с потерей темпоритма игры и надежды на решение проблемы.
8. Игроки не должны выходить из роли, пока не будет завершен сюжет игры.
9. Игроки-родители не должны наказывать или осуждать ребенка и не должны напоминать ему об отдельны недочетах в игре и о его неспособности удерживать внимание и соответствовать характеру персонажей.10. Игроки-родители не должны говорить в игре неопределенными фразами типа "может быть", "возможно", "всякое бывает", "посмотрим, что будет дальше", но и не впадать в другую крайность - быть категоричным, самоуверенным.
11.Не допускается замена родителей бабушками, дедушками и другими родственниками, иначе игра может превратиться в бесконечный марафон.
12.Приветствуются неожиданность, непредсказуемость дальнейших действий в игре, создающие эффект спонтанности и импровизации, что развивает воображение и фантазию ее участников.
Комплекс лечебных игр для преодоления неврозов у дошкольников.
Занятие 1
Игра “Пятнашки”
Цель: снятие страха внезапного воздействия и физического наказания.
Подготовка: на игровой площадке размещаются повернутые в разные стороны "реквизиты" на таком расстоянии, чтобы между ними могли пробежать один или два человека. Далее громко объявляется, что стул — это гранитная колонна, в коляске лежит ребенок, который будет плакать, если его потревожить, в черном чемоданчике находится бомба, готовая взорваться в любой момент, а в колодце живут опасные чудовища (их называют вначале дети, потом родители). После подобных ужастиков все выстраиваются в ряд на краю площадки; ребенок стоит рядом с посторонними взрослыми, что уменьшает психологи¬ческую зависимость от родителей хотя бы в игре.
Правила:
1.Нельзя касаться ни одного из реквизитов.
2.В первой половине игры "запятнанный" становится водящим, во второй — выбывает из игры.
Ход игры:
Проводится перекличка (обязательно начиная с ребенка). Все расходятся по площадке и замирают. Водящий (первым "выбирают" педагога-психолога) по хлопку начинает бегать за игроками, пытаясь осалить их.
Длительность игры: не более 20 мин.
Игра “Жмурки”
Цели: устранение страха неожиданного воздействия;уменьшение страхов темноты и замкнутого пространства.
Подготовка: реквизиты после предыдущей игры не убираются. В комнате создается полумрак.
Правила:
1.Участникам нельзя под угрозой вывода из игры подавать признаки жизни: двигаться, шумно дышать, стучать от страха зубами. Тем более нельзя говорить, хлопать в ладоши, это категорически запрещено. Нужно застыть, как бы приклеиться к площадке, но можно приседать, изворачиваться, не сходя с места.
2.Вариативность поведения "исчезнувших" (т. е. уже узнанных водящим и выбывших на время участ¬ников игры) предполагает попытки испугать водящего, перейти от страха к агрессии: например, хлоп¬нуть над ухом водящего, набросить на него покрывало или свистнуть, ударить в барабан. Для водяще¬го это тяжкое испытание, поскольку при этом он не должен дрогнуть, наоборот, воспользовавшись  случаем, может тут же найти "злоумышленника". Так проигрывается ситуация риска — можно испу¬гать, будучи агрессивным, но возрастает опасность попасться, быть обнаруженным и выведенным из игры. С одной стороны, подобные реакции полезны для неуверенных в себе детей с неврозом страха; с другой — нужно быть готовым нести ответственность за такой "проступок".
3.При смене водящего участникам нужно каждый раз искать себе новое место на игровой площадке, т. е. стоять не там, где они были раньше.
4.Запрещается стоять рядом родителю и ребенку: они должны быть разделены игровым пространством, т. е. каждый отвечает за свою личную безопасность. Это может стать первым опытом преодоления невротиче¬ской привязанности и зависимости, как правило, основанных на чрезмерном количестве страхов и тревог. Дети в возрасте 3-5 лет часто не желают оставаться без матери ни на минуту, а сама мать панически боится отсутствия чада даже в течение нескольких минут. В этом случае приходится уступать: ребенок и мать оста¬ются рядом, но когда рано или поздно ребенок сам становится водящим, то им приходится разделиться.
5.Узнанный участник выходит из игры и садится на штрафную скамейку — стулья, стоящие вне игро¬вого пространства. Выбывший играет роль контролера, без слов подталкивая водящего в нужном направлении, когда тот оказывается за пределами игровой площадки
Ход игры:
Участники игры замирают в разных местах комнаты, не подавая признаков жизни. Задача водя (первым выбирается педагог-психолог) — с завязанными глазами отыскать всех игроков и узнать и снимая повязки.
Игру можно усложнить: например, взрослые могут накрыться простыней и встать вдвоем. В таком случае водящему нужно будет опознавать их обоих.
Достижения детей всячески поощряются. Подчеркивается (в форме внушения), что при страхе, отказе и неуверенности  подобные  результаты были бы невозможны. В этом случае все произошло наоборот — решимость и настойчивость преодолели страх и привели к успеху. Эти слова сопровождаются  соответствующими репликами, возгласами, рукопожатиями. И даже если ребенок кого-то не нашел, все  равно он остается доволен, ведь ему уделяется столько внимания.
Длительность игры: до 30 мин.
Занятие 2
Игра “Прятки”
Цель: преодоление страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства.
Подготовка: участники игры выходят на детскую площадку.
Правила:
1.Нужно успеть спрятаться до того, как водящий начнет искать.
2.Можно прятаться только по одному.
3.Нельзя прятаться дважды в одном и том же месте.
4.Нужно хранить тайну своего местопребывания.
5.Обнаруженные участники должны ходить по пятам водящего и торопить его.
6.Искать можно только водящему, остальные, змейкой следующие за ним, создают обстановку возбужу и азарта.
7.Выигравшим считается и водящий, нашедший большее количество участников, и те из них, ко удалось обнаружить несколько раз.
Ход игры:
Водящим выбирается педагог-психолог. Игроки выходят на детскую площадку и играют в прятки. В конце игры обнаруженные участники вместе с водящим возвращаются на крыльцо и синхронно произносят: "Кто не найден — выходи!". Подсчитывается количество не найденных игроков и им присуждается титул "невидимки". Особенно этой награде радуются дети.
Длительность игры: чуть более 1 ч.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 17.12.2015   |   Изменено: 24.12.2015 14:21:08
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Прогулка весенняя. Группа №7, воспитатели: Парыгина И.Н., Левина С.Н.
Интересный факт
Детский сад № 97
Фотографии