Группы в соцсетях
Оценка качества образования
Запись в детский сад
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей «Первые шаги в работе с соленым тестом»

Автор: Винокурова Ю.В
|Должность: воспитатель, МДОУ "Детский сад № 97", группа № 2
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных качеств.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных качеств.
Создание ребёнком даже самых простых скульптур -  творческий процесс. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства глины и пластилина, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Лепка часто становится любимым занятием детей.
Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.
Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребёнке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.
Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений (дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путём).
Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Тактильная активность особенно ярко проявляется детьми именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.
Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте». Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.
Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества

Используемые ресурсы:
http://detsad-kitty.ru/oformlenye/other/58454-konsultaciya-dlya-roditelej-na-temu-rol-lepki-vo.html
http://detsad-kitty.ru/zametky/9630--skazochnoe-testo-po-kruzhkovoj-rabote.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-lepka-iz-solenogo-testa.html
Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. (Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 1973.
Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина. Лепка в детском саду. Издательство «Просвещение», 1978.
Н.Б.Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду (пособие для воспитателей). М.: Просвещение, 1984.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 04.02.2016   |   Изменено: 04.02.2016 15:07:48
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Среди 45 ти детских садов России наш 97 й победил с проектом «Лучшая модель работы с родителями детей раннего возраста"
Интересный факт
Детский сад № 97
Фотографии